Когда я начал писать статьи для сайтов и зарабатывать этим ремеслом на жизнь, я допустил массу ошибок. Некоторые продолжаю совершать, как ни прискорбно. Поэтому хочу предостеречь от них начинающих копирайтеров и надеюсь, что мои рекомендации помогут им начать прилично зарабатывать.
Сразу оговорюсь, что это всего лишь субъективное мнение человека, который прекрасно понимает, как далеко он от вершины Олимпа. Поэтому буду рад выслушать любые адекватные комментарии.
Начнем-с…
Неправильное отношение к биржам
Биржи копирайтинга (включая специализированные разделы крупных бирж фриланса и форумы) считают лучшей площадкой для старта. Заказчики, заявки, рейтинг, отзывы, портфолио – все это затягивает, а со временем даже льстит самолюбию. Многие копирайтеры слишком увлекаются какой-то одной биржей и вообще не заглядывают на другие ресурсы.
Но личными предпочтениями следует пожертвовать, если написание статей для вас является работой, а не хобби. Лично мне решительно не нравятся правила на многих биржах, но я ежедневно по нескольку раз проверяю не менее десятка таких сайтов.
Возможно, вам покажется странным, но несколько лучших заказов за всю карьеру мне удалось получить на биржах, где у меня вообще не было отзывов, а скудные рейтинговые очки появились благодаря заполненной анкете и добавленным в портфолио работам. Так что просматривайте разные сайты, не ограничиваясь любимыми, и не бойтесь подавать заявки, даже если шансы на успех кажутся мизерными.
Кстати, биржи могут быть тяжеленным балластом, поэтому задерживаться на некоторых из них не стоит. Причины банальны: низкие цены, огромная конкуренция, демпинг, комиссия и так далее. Увлекаться нужно не повышением рейтинга, а увеличением заработка.
Беспечно составленные заявки
Примитивная заявка в духе «Выполню» или «Готов к работе» ничего не расскажет о вас потенциальному работодателю. Далеко не каждый захочет после такого представления просматривать портфолио соискателя, чтобы оценить его уровень. Вполне возможно, человек почувствует пренебрежение к себе и своему заказу.
Многие более-менее опытные копирайтеры составляют универсальные развернутые заявки с указанием опыта работы, расценок, контактов и прочей информации. Наверное, я слишком критичен, но такой подход напоминает печатные рекламные письма стандартного образца, в которые небрежной рукой вписано имя получателя.
Заявка должна рассказывать о ваших достоинствах и убеждать в компетентности непосредственно в этой теме. А работодатель должен почувствовать, что писали вы ее специально для него. Так он поймет, что этот заказ не является для вас рядовым, что вы искренне хотите за него взяться, и дело не только в деньгах.
Как этого добиться – решайте сами. Универсального рецепта не существует.
Дружба с постоянными клиентами
Если вы считаете, что переход с заказчиком на «ты» (в прямом и переносном смысле) сделает ваше сотрудничество более приятным и легким, вы глубоко заблуждаетесь. По крайней мере, в большинстве случаев все происходит с точностью до наоборот.
Конечно, при определенных обстоятельствах иначе быть не может. Но если на то нет весомых причин, держите дистанцию. Сделав шаг на пути к дружбе, вы повышаете степень личной ответственности. Каждая ваша следующая оплошность, которая раньше вызвала бы у заказчика лишь снисходительную усмешку, теперь может восприниматься с долей личной обиды. Дескать, а еще друг!
Излишнее сближение с клиентами может стать поводом для фамильярности, задержки оплаты заказов, дополнительных обязательств и так далее. Как говорится, оно вам надо? Хотя исключения существуют, и многие бывшие заказчик/исполнитель, а ныне друзья годами успешно работают вместе.
Работа без предоплаты
Вот на этом месте хотелось бы присоединиться к общему хору матерых копирайтеров и затянуть старинную нудную песню о том, что без предоплаты работать категорически нельзя. Но я сам обжигался в этом вопросе, а до сих пор беру задаток не со всех клиентов.
Почему? С кем-то так сложилось. Люди не подводили, так что менять порядок не хочется. В некоторых случаях риск невелик (небольшая статья или клиент с десятками положительных отзывов), а перспективы радужные. В конце концов, от начинающего копирайтера, который сидит без работы, не убудет, если он что-то напишет без предоплаты.
Естественно, «запрягаться» в долгосрочный проект от сомнительного заказчика с туманной перспективой получить деньги в конце месяца могут себе позволить только бесконечно наивные люди с безумной верой в человечество. В крайнем случае, если предоплату получить не удается, договаривайтесь о постатейном расчете. Не так много потеряете, если обманут.
Отказ от написания тестовых статей
Если у вас нет примеров работ по требуемой тематике, авторство которых вы можете подтвердить, категорический отказ от выполнения тестовых заданий автоматически исключает вас из числа кандидатов на многие солидные проекты. Не переоценивайте свой авторитет на просторах всемирной сети.
С другой стороны, трезво оценивайте ситуацию. Если речь идет о мелком заказе с ограниченным бюджетом, далеко не всегда стоит тратить время на то, чтобы доказать свою профессиональную пригодность.
Заключение
На данный момент поделился всем, что вспомнил. Некоторые очевидные ошибки намеренно не рассматривал. О чем-то просто говорить не хочется. Не сомневаюсь, что позже возникнет желание написать вторую часть статьи. Тогда и продолжим…